September 10, 2007 102

Выдержка, диафрагма и чувствительность. Основы экспозиции

By in How2

Введение.

Прежде чем написать что такое выдержка и диафрагма, небольшое отступление. Для каждого кадра требуется определённое количество света (экспозиция). В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность. Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма – это эффективные художественные инструменты. Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость применения. Опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания. Итак..

Диафрагма.

(diaphragma – перегородка, греч.), в английском «апертура» (aperture, англ.)

Диафрагма – элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия пропускающего свет на светочувствительную поверхность (плёнку, либо матрицу).

Для простого понимания диафрагмы — приведу аналогию с окном. Чем шире открыты ставни окна, тем больше света проходит через окно.

Диафрагма обозначается так f/2.8 или f:2.8, определяется как отношение фокусного расстояния к диаметру входного отверстия объектива. Очень часто путаются понятия открытой, большой диафрагмы (f/2.8) и большого диафрагменного числа f/16. Чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем больше она открыта.
Меняя F на одно значение, количество света попадающего в камеру меняется в 2 раза. Это называется ступенью экспозиции. Любые изменения (по шкалам фотоаппарата) экспозиции происходят с шагом в 1 ступень. Для точности ступень делят на трети, если это необходимо.

Диафрагма – очень мощный визуальный инструмент. Максимально открытая диафрагма даёт очень маленькую ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). Малый ГРИП визуально выделяет объект на размытом фоне.
Для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости в кадре, используйте диафрагменное число 8 и больше. Однако, играя величиной диафрагмы, помните, что приближаясь к крайним значениям диафрагмы есть следующие опасности. При открытой – наихудшие показания резкости, а при закрытой вся пыль на матрице будет видна на кадре (для цифровых фотоаппаратов).

Большая глубина резкости подходит больше для пейзажной фотографии, когда зрителю будет интересно рассмотреть все детали фотографии.

big aperture little aperture
большая глубина резкости, фон чёткий малая глубина резкости, фон размыт

Выдержка.

Выдержка – интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент.

Снова поможет аналогия с открытым окном. Чем дольше открыты створки, тем больше света пройдёт.

Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах. Обозначается как: 1/200, в камере отображается только знаменатель: 200. Если выдержка секунда или длиннее, обозначается так 2″ т.е. 2 секунды.
Минимальная выдержка при съёмки с рук (для получения резкого кадра) не постоянна и зависит от фокусного расстояния. Зависимость обратная, т.е. для 300 мм лучше использовать выдержки короче 1/300.
Длинная выдержка подчёркивает движение объектов. Например, проводка – при длинной выдержке, 1/60 и длиннее, камера следует за объектом, таким образом фон размывается, а объект остаётся резким. Текущая вода на длинной выдержке превращается в замороженные фигуры.
Очень короткие выдержки, использую для остановки мгновения, такого как брызги упавшей капли или полёт пули.

Hi speed splash.jpg Slow motion.jpg
короткая выдержка, движение лопастей почти заморожено длинная выдержка, движение машин размыто

Чувствительность ISO.

Чувствительность – это чисто техническое понятие, обозначающее чувствительность матрицы (или плёнки) к свету. Представьте загорающих людей на пляже. Тот у кого кожа более чувствительная загорит быстрее, т.е. ему надо меньше света для этого. Другому же наоборот, надо больше света, чтобы загореть, потому, что у него низкая чувствительность.

Чувствительность напрямую связана с количеством шумов. Чем больше ISO тем больше шумов, а у плёнки размер зерна. Почему? Чисто технически, вообще это тема расширенной статьи.

При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 – усиливается в 2 раза и так далее. При любом усилении появляются помехи и искажения и чем больше усиление, тем больше побочных эффектов. Они и называются шумами.

Интенсивность шумов разная на разных камерах. При минимальном ISO шумы не видны и так же менее проявляются при обработке фотографии. Начиная с ISO 600 почти все камеры достаточно сильно шумят и для получения качественного кадра надо использовать программы для шумоподавления.

Итог.

Вместе значения выдержки и диафрагмы – образуют экспозиционную пару (оптимальное, правильное для данных условий освещения сочетание выдержки и диафрагмы). Экспопара определяет экспозицию кадра. Раньше для определения использовали экспонометры, которые определяли выдержку исходя из количества света и диафрагмы. Раньше использовался экспонометр как отдельное устройство, сегодня он встроен практически в каждую камеру.

В каждом зеркальном фотоаппарате присутствуют режимы приоритета выдержки и диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы, выбирается диафрагма, а камера анализируя уровень света, подбирает выдержку. Все наоборот в режиме приоритета выдержки. Почти всегда я использую приоритет диафрагмы, он даёт возможность работы с глубиной резкости. Если же есть необходимость снимать движение, я использую режим приоритета выдержки.

Надеюсь это информация будет Вам полезна. Продолжение следует!

P.S.Комментарии приветствуются.

102 Responses to “Выдержка, диафрагма и чувствительность. Основы экспозиции”

  1. virens says:

    Отличная статья!
    Коротко и по делу. Было бы очень здорово, если бы вы писали и дальше в таком стиле. Хорошо бы так же осветить тему экспокоррекции поподробнее, виды объективов и светофильтры.
    Унёс статью в избранное.

  2. Однозначно в избранное. Это замечательная статья! Продолжайте, очень прошу Вас!

  3. Кое с чем не согласен.

    Цитирую:
    “При минимальном ISO шумы не видны…”

    При любом значении ISO могут быть шумы, в том числе и на 100.

    • Аркадий says:

      Вам и написали. “Шумы не видны”, но, согласитесь, не говорится, что их нет)

  4. photodealer says:

    Андрей Харланов – статья написана совсем для начинающих. Я не собирался вводить людей в заблуждения, просто знаю по опыту, что чем больше уточнений – тем больше люди путаются..

  5. Wild says:

    А какая выдержка максимальная(приблизительно) для фото с рук?
    На примерах опишите, плиз, с цифрами…. на примерах я имею ввиду ISO, диафрагма, диаметр объектива, растояние до объекта

  6. admin says:

    2 Wild: Максимально короткая или длинная? Вопрос не очень понятен.. И как мне привести пример, уровень освещения всегда разный..

  7. Limin says:

    Спасибо, Вам огромное, всегда понимала, но другим объяснить не могла, Вашими же словами – это очень просто! Супер! в избранное!

  8. Маша says:

    Просмотрела кучу сайтов в поиске информации о выдержке, диафрагме и ничего кроме форумов и сложных толкований, где я ничего не понимаю,поскольку только купила камеру и пытаюсь разобраться в основных понятиях, очень хочу научиться фотографировать.Спасибо. Пишите еще, я буду Вас читать!

  9. Виктор says:

    Статья супер!!!
    Коротко и по-делу, автору большое спасибо и конечно респект! Держать в том же духе!!!!!!!!!!!!!

  10. Владимир Кочкин says:

    Хорошая и простая статья! Нет ничего лишнего. Отличная инструкция для начинающих!

  11. sergei says:

    спасибо огромное! Статья получилась не столько для начинающих, сколько для гуманитариев, за что отдельное спасибо. Как правило, гаманитарий, задав простой вопрос на фото-форумах, получает одни пинки и ссылки на какие-то публикации, написанные явно технарем для технарей, а потому гуманитарию там не удается ничего понять. И вот вы сделали доброе дело – азы фотографии для людей, которые не знают, что такое “командная строка” и уже давно не задают никаких вопросов, ибо все равно в ответ одно хамство. Спасибо вам за труд! Сергей

  12. Дмитрий says:

    Суперская статья, спасибо автору за толковое растолкование после этой статьи особенно понимаешь что к чему.

  13. Daria says:

    спасибо большое за статью!!:) я долго искала что-нибудь подобное – чтобы кто-нибудь мог чётко и ясно объяснить наконец, что такое диафранма, выдержка и чувствительность!

  14. Megapoliz says:

    Спасибо Вам большое за полезную и доступную информацию!

  15. Эд says:

    Присоединяюсь ко всем благодарностям!
    Есть только малюсенький вопросик,можно?
    “Текущая вода на длинной выдержке превращается в замороженные фигуры.
    Очень короткие выдержки, использую для остановки мгновения, такого как брызги упавшей капли или полёт пули.”
    Немножко все смешалось(у меня).Это разве не взаимоисключающие предложения?
    Извиняюсь за тупость, если что…

  16. photodealer says:

    Длинная выдержка делает из текущей воды – красивый блёр..

    А вот короткая выдержка, как раз останавливает движение.

  17. alexander4 says:

    Зхотел поискать информацию по приоритетам и сразу натолкнулся на вашу статью.Коротко,внятно и просто.Очень хорошая статья.Если кому интересны подробности могут спокойно дальше продвигаться в этом вопросе.Вообше редко пишу коменты,но тут действительно понравилось.Спасибо.

  18. Prostushka says:

    to Wild on Октябрь 5th, 2007 19:33

    Возможно поздно, но все же хочется ответить на этот вопрос.
    В давние времена, мой первый наставник по фотографии учил меня не снимать с рук на выдержке, большей 1/60. Разумеется, это касается снимков статичных объектов, когда на фото не планируется никаких размытостей. Все остальное зависит от задуманной экспозиции.
    Конечно же, при чрезмерно, либо недостаточно :) трясущихся руках, цифра эта подается. Но я, имея руки, примерно среднестатистической трясучести, могу заявить, что 1/60 действительно золотая середина (либо грань – как кому удобнее).

    Автору огромное спасибо! Лучше, этого еще никто не описывал))

  19. photodealer says:

    Простушка, а как он аргументировал, что выдержка не должна быть короче 1/60 ??
    Понятно, что более длинная ведёт к шевеленке. А более короткая..?

  20. Prostushka says:

    Ты слишком придирчив.
    Это был ответ на вопрос.
    И спросил человек именно о максимальной выдержке. Мне кажется, что иметь ввиду обратное, было бы довольно глупо… (опять-таки не если размытостей в планах нет). Выше есть статья :)), из которой можно понять почему ))

  21. yurik says:

    спасибо за статью.

  22. Serj says:

    Автору – спасибо! На самом деле очень толковая и всем понятная статья! Без всяких там заморочек и, самое главное, без рекламы ведущих брэндов!. А то многие начинают статью с того, что мол снимаю Никоном модель такая то… И понеслось. Как будто кроме дорогущего аппарата руки фотографа типа вообще не нужны.
    Ещё раз спасибо, автор!

  23. photodealer says:

    Я рад что статья многим понравилась, потому что я делал упор именно на простоту изложения.

    Проблема только в том, что мне сложно придумать о чем писать. Я не знаю с чем сталкиваются люди в начале изучения фотографии.

  24. k_ says:

    >> Я не знаю с чем сталкиваются люди в начале изучения фотографии.
    Позволю себе озвучить свои сложности.
    не удается приемлемо выстроить композицию. Часто Сюжет не акцентирован светом, и мешаются, пестрят передний или задний план и вообще все.
    “поймать момент” или настроение – я и мой товарищ с разницей в пару минут делаем снимок одного и того же человека, который даже не переменил позы. Его снимок интересен (как портрет с настроением), мой – нет.
    контакт с моделью – без контакта более менее интересноо портрета, наверное, не получится. Для многих начинающих ф/любителей это важно тем более из-за отсутствия опыта, а людей начинаешь снимать сразу.

  25. photodealer says:

    По этому поводу мне сложно вам что-то посоветовать. Контакт с моделью либо есть у фотографа, как врожденная особенность данного человека.
    Либо надо это развивать. Как? Это лучше обратиться к литературе и мастерклассам.

  26. Наташечка says:

    Спасибо Огромное!! Статья очень помогла)))

  27. Kiddo says:

    Ооо ура :) Спасибо за статью, даже я что-то понимать начинаю, а это показатель.
    Правда, всё ещё не совсем ясно, как самостоятельно выстраивать экспозицию, т.е. при каких условиях какая выдержка/диафрагма оптимальна… Но, надеюсь, со временем освоюсь.

  28. photodealer says:

    Оптимальная выдержка/диафрагма выбирается вами исходя из задумки..

    Если нужно более подробное объяснение – расскажите что у вас не получается..

  29. Юлия says:

    Спасибо большое! Какое счастье, что натолкнулась на Вашу статью.. Опытный путь, он, конечно, првильный, но немного теории не помешает. Теперь хоть действия при выставлении настроек будут осмысленные..Отличная статья для “чайников”, просто и ясно..

  30. Максим says:

    Спасибо огромное!!! Сегодня обзавёлся ФЭДом-3 и тут дал о себе знать вопрос, который меня давно мучал ….. диафрагма и выдержка, после прочтения статьи всё сталонятнее. Полученные знания применю и на цифровике. Спс автору)))

  31. Ольга says:

    Большое спасибо за такую великолепную статью!
    Буду с нетерпением ждать продолжения :)

  32. Bodya says:

    Благодарю!

  33. Анюта says:

    Спасибо! Очень доступно, понятно, лаконично и, главное, полезно!!!

  34. Артём says:

    “Меняя F на одно значение, количество света попадающего в камеру меняется в 2 раза. Это называется ступенью экспозиции.”-это не называется экспозицией. Экспозицию даёт экспопара-выдержка и относительное отверстие диафрагмы. Потом люди будут путаться) А так, статья хорошая. И вообще, хорошее дело делаете. Спасибо Вам!

  35. Артём says:

    Беру свои слова обратно) Не заметил ключевое слово СТУПЕНЬ. Конечно же Вы правы!
    Но снова спорный момент-величина ИСО не напрямую связана с количеством шумов. Наличие шума и их количество связано с:
    -размером матрицы и её разрешением
    -размером самих пиксел этих матриц
    Наличие шумов-следствие повышения ИСО (или выдержки) на дешёвых матрицах, с маленьким зерном и размером. Как пример Кэнон 5Д, погромная матрица и пикселы-превосходная работа на высоких ИСО.

  36. photodealer says:

    Артем – вы еще не заметили слово ОСНОВЫ..

    Честно скажу я знаю от чего зависит шум. А статью эту читают люди с кэнон 400Д и 60Д никон, им бы понять что к чему.. А остальное прочтут в толмудах которых в инете сотни.

  37. Юлия says:

    Спасибо за статью. Объясните пожалуйста “чайнику”, что означают цифры на объекиве фотокамеры, напр. 7.4-44.4mm 1:2.8-4.8

  38. Edyard says:

    огромное спасибо…обьяснили всё очень быстро и понятно

  39. Olga says:

    Спасибо! Можно один вопрос? Когда мы говорим о фокусном расстоянии для определения выдержки без шевеленки нужно ли учитывать кроп фактор?

  40. photodealer says:

    Ольга – да, нужно учитывать кроп-фактор.. НО! Все это все очень относительно и зависит от опыта и конкретного человека. Данные очень условные.
    Как правило профессионалы по опыту знают какая выдержка является для них критичной.

  41. Olga says:

    Спасибо огромное! А можно еще вопрос? Как точка фокусировки, т.е. точка наводки на резкость, соотносится с местом замера экспозиции. У меня камера canon 20D (досталась!), замеры: оценочный, частичный(9%) и центрально-взвешенный. Судя по картинке в инструкции при центрально-взвешенном замере из 9 точек автофокусировки задействовано 6. Если я из них выбираю не центральную точку, будет ли кружочек в 9% смещен следом за точкой? И, вообще, как быть, если на резкость хочется навести на одно место, а экспозицию померить по другому?

  42. photodealer says:

    Вообще точка фокусировки совпадает с зоной замера экспозиции при точечном замере.

    А если хочется замерить резкость по одной точке, а экспозицию по другой – используйте матричный или центро-взвешенный замер. Расхождения можно поправить снимая в RAW.

    Будут еще вопросы – пишите.

  43. Olga says:

    СПАСИБО! Вопросы очень даже будут! Следующий по LR, туда и напишу с Вашего позволения.

  44. photodealer says:

    Для того и нужны коменты, чтобы задавать вопросы и получать ответы :)

  45. Анна says:

    Добрый день, подскажите, пожалуйста. Я новичек и не очень розбираюсь. Купила камеру Никон Д40. В режиме авто все отлично, перехожу на ручные настройки при ISO 400 при дневном свете фото как ночью получаются, очень темные. Ситуация улучшается при значении 1600. Я хоть и не профессионал, понимаю, что так не должно быть. Ситуация серьезна или я себя накручиваю? Help!!!

  46. photodealer says:

    Анна – все зависит от режима съемки. Если картинка кажется темной –

    1 – Убедитесь что она темная на компьютере, а не на экране камеры.
    2 – Проверьте экспозамер, может быть вы делаете замер по одной точке.
    3 – Попробуйте сделать экспокоррекцию на 1/3 – 1/2 ступени..

    И главное – не накручивайте себя! Ничего тут страшного нет!

  47. Olga says:

    Чтобы избежать шевеленки, выдержку надо ставить короче фокусного расстояния. А как на это влияет кроп-фактор? Или значение для шевеленки имеют значение только реальные размеры длины объектива?

  48. photodealer says:

    Ольга – по идее кроп-фактор нужно учитывать. НО! Самое главное – понимать, что это ооочень условно. Просто практикуйтесь и будете знать какую выдержку мы можете использовать снимая с рук.

  49. pozitivchik_ua says:

    Спасибо огромное!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! очень понятно написано . Просто супер для начинающих )))))

  50. Зарина says:

    ААА! спасибо большое)
    Я наконец-то поняла как это все исполтзовать и к чму это приведет.
    Спасибо за доступные обяъснения.

    Пишите еще в том же духе)

  51. nordboy says:

    я повторюсь,но очень доступно и понятно!!!купил зеркалку пару дней назад))вот юзаю)

  52. Александр says:

    День добрый.
    Ваша статья позволила мне частично разобраться в не понятных для меня абривиатурах и в цифрах, похожих на коды. Но, поскольку у меня очень мало осталось времени для практического применения полученной информации – прошу помощи или совета. В декабре едем на отдых на экватор, где много солнца, ультрафиолета, где красочные закаты и очень зведные ночи. Луна там похожа на лодочку. Зная это хочу снимать панорамы. Есть желание купить Зенит “Горизонт 203”, но есть возможность взять Pentax K20D. В последнем случае нужно отснять от 6 до 8 снимков, попутно обращая внимание на множество факторов, плюс потратить время на “склеивание” панорам, тогда как используя “пленку” одним снимком получаещь панораму, но и здесь нюансов очень много. Нужна золотая середина. Ваша помощь для меня будет очень полезной, если вы подскажите какую необходимо выставлять выдержку при съмках восхода, заката, когда солнце в зените, звездное небо. Снимки в основном будут пейзажные, город, частично портреты, в основном статичные. Про ГРИП и диафрагму более менее понятно.

  53. photodealer says:

    Александр.

    Я советую вам взять Pentax K20D. Все же на цифру проще снимать и есть возможность контролировать результат на месте..

    Выдержка должна быть в экспопаре с диафрагмой.. А вот что у вас будет в приоритете – ваше дело.

    Я как правило снимаю в приоритете диафрагмы, а выдержкой управляю только при съемке движения..

  54. Настя says:

    Только получила в руки зеркалку, хотя болела “хочу фоткать” уже давно :)
    Получила… и…. облом, че с ней делать?!
    Спасибо, Ваша статья не дала пасть в отчаяние :)
    Хотя понимаю, что на одной диафрагме с выдержкой я пока далеко не уеду :)
    Хочется прям на курсы к Вам отходить)) были бы такие :)

  55. мона осень says:

    ничего себе….теперь всё абсолютно и предельно ясно….наконец-то..пойду-ка с зенитом испробую….

  56. Ксения says:

    Отличная статья,но мне как блондинке все еще слоэно рахобраться:)когда на улице или в помещении сужаю :)диафрагму изображение не делается резким а только темнеет, а когда откоываю ее изображение полно пересветов:((возможно если открыть получившийся рав в фотошопе можно и исправить но тем не менее хочется сразу получить стоящий кадр.и еще при маленьком исо при ручном режиме и без вспышке например в помещении когда снимаю порьрет при свечах….очень много шума,подскажите плиз какие настройки применить:))заранее спасибо:)

  57. photodealer says:

    Ксения – покрасьтесь в брюнетку.

    Судя по симптомам – вам нужно поставить приоритет диафрагмы.

    При маленьком исо шумов быть не может. Это скорее походе на косяки с освещением.. Научитесь снимать днем, а потом уже со свечами работайте.

  58. Ольга says:

    Спасибо Вам большое!!!!! Всё очень подробно описано!!!!

  59. Mari_mark says:

    Статья очень понятная,спасибо.
    У меня есть вопрос, а точнее просьба. Я только учусь работать с камерой и моделями. И поняла, что сложнее всего определиться, с чего начинать учебу. Диафрагма, iso и т.д и т.п. всего много, но чтобы правильно мыслить, как действовать.. Если на примере, раньше у каждого художника был подмастерия, которому доверялось сначала, только мыть кисти. Потом разрешалось делать кисти, потом краски… А в итоге такой подмастерия написал ангелов на картине да Винчи, и это не сразу заметили)
    Мне кажется, что и у фотографа должен быть какой-то путь становления. Вы сможете описать в своей статье какие-нибудь упражнения или порядок, от простого к сложному, как делать
    красивые и художественно верные кадры..
    Просили тему статьи)))

  60. Елена says:

    Отличная информация!)

  61. Андрей says:

    Действительно очень поучительная для начинающих статья. Еще только когда начал читать сразу все становилось понятно не то что в умных книжках, спасибо огромное!!!

  62. Спасибо огромное за такую статью!!! Так легко, доступно и практично всё выложено. Я в восторге!
    Иду учиться.

  63. Людмила says:

    Статья просто потрясающая! Я начинающий фотограф-любитель и для меня такое короткое, но емкое и очень ясное разьяснение основных понятий просто было жизненно необходимо!
    Огромное вам спасибо! Продолжайте в том же духе! С радостью бы почитала дальше различные статьи на тему фотографии!

  64. tolio says:

    Огромнейшее спасибо!!!!
    Статья для меня как для начинающего фотографа-любителя просто супер. Перелопатил в инете горы различной информации и толку малу а тут так все просто и в тоже время так доступно и понятно.
    Еще раз спасибо и низкий вам поклон!

  65. Svetlana says:

    Спасибо застатью!Очень помогла!)))))

  66. Нат says:

    Огромнейшее спасибо!2 часа “лопатила” инструкцию к фотику и полный 0.Здесь за 5 мин.и всё поняла!Благодарю!

  67. photodealer says:

    Нат – незачто!

  68. Yana says:

    Статья супер! Написана понятным,доступным языком.
    Огромное вам спасибо.

  69. Xenia says:

    Спасибо большое! наконец-то стало понятно, что такое ISO =)

  70. Опять блондинка says:

    Про фокусное расстояние расскажите тек же доступно, пожалуйста!
    И еще, что означают фразы “на длинном конце”, “на коротком конце”?

  71. photodealer says:

    Блондинка – что именно вам не понятно в фокусном расстоянии? Чтобы я понял что рассказать

  72. Dim says:

    Огромное спасибо ВАМ!, за статью…. кидаю ссылку всем друзьям, так как сам не мог грамотно объяснить. Еще раз благодарствую^_^

  73. Илья says:

    спасибо, отличная статья для начинающих (коим я и являюсь)

  74. Люба says:

    Спасибо вам за отличную статью!!!

  75. Денис says:

    Отличная статья. Написано коротко(обычно редкость для таких тем), но очень понятно. Как раз то что искал. Большое спасибо :)

  76. Юлия says:

    С “открытыми окнами” Вы ловко придумали! Спасибо. Раньше всегда путалась что к чему. Теперь в голове все по полкам, а фотки качественно улучшились! =)

  77. Оксана says:

    Благодарю! За простоту и доступность. Мне, как начинающему
    фотолюбителю интересно все, особенно практические приемы,
    которыми может поделиться более опытный в этом
    деле.
    Как лучше снимать вечером на улице людей или в помещении
    с недостаточным освещением, если нет штатива? Например, выпускной вечер. Вспышка дает блики на лицах и делает изображение более плоским, так или не так? Помогите разобраться.

  78. kat1881 says:

    Спасибо! Очень понятно написано, как сказали выше для гуманитариев, т.е. для меня. Очень сложно разобраться во всех терминах, поскольку объяснение одних рождает другие и так замкнутый круг. Спасибо огромное, за помощь в “первых шагах” в фотографии.

  79. Светка says:

    клёвая статья=)))

  80. Станислав says:

    Ко всем присоединяюсь. Отличная статья!!!

  81. Serafim says:

    Просто замечательная статья! Присоединяюсь ко всему вышеперечисленному. Есть или у вас другие статьи с удовольствием бы их прочел! Спасибо огромное!

  82. Cool_Girl says:

    Рада, что из поисковика вышла ссылка именно на эту статью. Внятно и доступно для начинающих. Автору огромный респект.

  83. Сергей says:

    Просто, ясно, понятно… В избранное!!!

  84. Алена says:

    Статья – бомба!!! Логично, понятно для новичков и нас – профессионалов)))))))))))

  85. вика says:

    статья замечательная!особенно для таких чайников, как я.большое спасибо!

  86. Аля says:

    Все настолько доступно, что понятно с первого раза. Минимун научной терминологии и максимум полезной информации. Итог: просто супер для чайников!!! Например, я поняла все сразу!!!!

  87. Михаил says:

    отличная статья, не давно купил фотоаппарат (кэнон 500д китовка), начинаю увлекаться фотографией, это первая статья которую я читаю… очень доступно изложено, спасибо большое!!

  88. unitedpank@narod.ru says:

    ThanX!)))
    Много лучше чем инструкция к Зениту))))))) СПАСИБО!

  89. Paul69 says:

    Статья очень хорошая! Хотелось бы конечно многого услышать ещё, как например работу в студии, объективы, фильтры, вспышки. Начинающие фотографы не знают как выбрать объектив и другие аксессуары:)

  90. Дмитрий says:

    Спасибо за статью,реально помогла для начала!
    Братва бегом за фотоаппаратами в магаз и начинаем учиться!!!!

  91. Светлана says:

    Еще одно огромное человеческое спасибо автору)!!! Крутила подаренную мне зеркалку (nikon 60d) 3 месяца в руках, бесполезно проштудировала инструкцию к нему, но снять “с автомата” камеру так и не решилась. А ваша статья поставила все с головы на ноги. У вас просто педагогический талант) Браво!

  92. Татьяна says:

    СПАСИБО. просто доходчиво полезно

  93. Кира says:

    Браво – просто как для первого класса !!!! ))))) спасибо!!! Теперь страшные слова как “Диафрагма”, “Чувствительность ISO” – стали понятны…))))))

  94. Еленка says:

    Большое Вам спасибо за понятное изложение сути, мне многие пытались все это объяснить. ну как то все размыто. вроде и понимаю, и не понимаю. короче мне статья очень понравилась. почитав её я все поняла! пошла эксперементировать! хотелось бы еще прочитать про художественную фотографию, например рисование светом! жду еще статей!!! с уважением, Еленка

  95. Нелли says:

    Спасибо большое за статью!!! купила зеркалку (о которой долго мечтала!) и взяв ее в руки поняла- все очень сложно)))…пишите побольше подобных статей))) все очень понятно и ясно!Еще раз Вам огромное спасибо!!!

  96. Ilshat Mo says:

    Kогда друзья просят провести краткий ликбез – скидываю линк на эту страничку =)))
    Просто, ясно, всегда актуально 😀

    ПАСИИИБ!!! =)

  97. Игорь says:

    Спасибо за статью. Вы многим помагли МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!

  98. Артем says:

    Спасибо=)хорошая статья,только мне как совсем новичку не очень понятно какая выдержка предпочтительнее для съемки с рук(у меня к счастью\несчастью фотоаппарат зенит 3м с гелиос 44) 1\30 или же выше.

  99. photodealer says:

    Лучше от 1/60 и короче, но все зависит от ваших рук и прочих условий.

  100. Натали says:

    Отличная и понятная статья.
    Вчера впервые пошла в фотошколу и ничего не поняла.
    Прочитав вашу статью,поняла с первого раза.
    Спасибо!!!

  101. Maria says:

    Спасибо Автору статьи, все стало просто и понятно) Это уже не первая статья, проштудированная мной в поисках просветления, но только сейчас для меня стало все ясно и очевидно) Спасибо”

Leave a Reply