Опубликовано

Интервью с необычным макрофотографом.

limar_111_big.jpg

Макрофотография — удел не только фотографов с безумно дорогой техникой и путешествующих по экзотическим странам — можно снимать классно, и когда просто когда любишь свое дело!

Вы заинтересовались фото в школе?

В школьные годы я был увлеченным кинолюбителем, снимал на пленку, сам проявлял, монтировал…
Фотография тоже увлекала, но меньше. Дигитальная эра изменила приоритеты, переход на видео не состоялся, а вот цифровая фотография стала вторым «я».

Расскажите о своей работе, Вы занимаетесь оптикой?

Да, я 12 лет занимаюсь оптикой профессионально. Занимался голографией, интерферометрией, сегодня разрабатываю системы оптической инспекции для проверки электронных плат.

Знания полученные на работе помогают в фотографии?

Да, конечно. Впрочем, и наоборот, увлечение фотографией, практический опыт, постоянная проверка теории практикой, помогают в работе.

Какой комплект техники Вы сейчас используете?

Камера Сanon 5D, объектив Sigma 150/2.8, самодельный тильт-адаптор (система, позволяющая управлять наклоном плоскости резкости), вспышки, приклад, иногда штатив.

limar_160_big.jpgСамодельный тильт-адаптор — сделали с нуля или на основе готовой системы?

С нуля. Такой на сегодня единственный в мире (думаю, может быть еще кто-то сделал подобное сам). Использовал только готовый байонет, остальное изготавливалось. В принципе, идея не новая, но никто не выпускает тильт-системы, которые можно было бы полноценно использовать в макрофотоохоте. Потому и играю в самоделкина. Да и интересно это.

Кроме макро есть интересные Вам жанры? Пейзажи например…

Снимаю и портреты и пейзажи, но не вкладываю душу в них, оттого и результаты средненькие. Больший интерес вызывает фотоохота на птиц и других животных. Но это другая область, которая требует и серьезных финансовых вложений и времени. Макро заполняет почти все свободное время и на остальное просто почти не остается.

Много изучаете поведение насекомых?

Да, моделей надо знать 🙂
Я всегда с интересом наблюдал за насекомыми, пауками, читал, но как увлекся макрофотоохотой, так уровень изменился, читая книги известных популистов энтомологии, я не просто воображаю, я теперь вспоминаю то, что видел через окуляр…

Как удаётся так близко подбираться к моделям? Какое расстояние до объекта при съёмке пчёл?

Всегда по-разному. Пчелы одни из самых «толерантных» к человеку насекомых, их можно снимать, не боясь спугнуть, хоть с пары сантиметров, но такие объекты уже не вызывают охотничий азарт, хотя новичкам могу рекомендовать начинать с них, тренировка — очень важная вещь. Разные насекомые требуют своего подхода. К кому-то можно подобраться не делая резких движений, кто-то подпустит только во время еды, кто-то будет улетать при попытках приблизиться, но с каждой попыткой подпускает все ближе…

Бывает такое, что попадаются насекомые которых уже снимали?

Да, конечно, очень часто. Есть насекомые, которых никогда не видел, потом снял, так после этого, как правило, они встречаются довольно часто. Просто, думаю, я выучивую места, привычки, начинаю обращать внимание на новые детали.

..и видимо они запоминают Вас 🙂

🙂

limar_86_big.jpg
Какие чувства испытываете, когда смотрите на свои старые фото?

Очень по-разному, иногда стыдно за недостаточное качество, за наивность, иногда просто воспоминания, а есть и такие, что хотел бы снять заново, с современной техникой, а условия жизни изменились, определенные сценки я уже просто не вижу, хотя и целенаправленно ищу.

Насколько Вы самокритичны? Когда вы довольны кадром?

Обычно сразу чувствую, «схватил» или нет хороший кадр. Есть кадры, с которыми приятно работать, но далеко не всегда я всем доволен. Иногда прихожу после длинной сессии и даже скачивать не хочется, не увидел, не поймал то, ради чего ходил. Технически — выход годных кадров в последнее время подрос, камерой и оптикой я очень доволен (хотя, как, наверное, все, мечтаю о следующем поколении). Бывают обидные проколы, но повторюсь, на сегодня основным критерием при отборе стал не технический, а художественный фактор и поиск необычных технических решений, которые влияют на художественное восприятие.

А можно про необычные технические решения чуть поподробнее, если конечно не секрет.

Во-первых, это работа со светом. Я применяю вспышки, т.к. многие сцены без них просто не снять с необходимым качеством. Начинал я с кольцевой макровспышки, которую теперь вспоминаю как страшный сон. Сегодня, по сути, имею целую световую студию, маленькую, разборную, походную. Есть как накамерные элементы, так и выносные. Совершенствую ее постоянно, работа со светом в макро не менее важна, чем, скажем, в портрете.

Что во-вторых?

Вторым важным моментом в макро является работа с фокусом и его глубиной, подбор ракурсов согласованных с плоскостью наилучшей резкости. В принципе, очень маленькая глубина резкости подталкивает фотографов к съемке в фас или в профиль, что, при хорошей техничности, делает все макрофотографии похожими друг на друга. Я пытаюсь уйти от столь обычных ракурсов. Один из приемов чисто технический: наклонить плоскость резкости от перпердикуляра к оптической оси, что осуществимо с помощью специального тильт-адаптора. Вещь пока новая даже для меня, я пока в процессе учебы, бывает, что ошибаюсь, но бывают и удачные моменты. Ради них и стоит эксперементировать и искать.

Я бы не стал замыкаться чисто на технике, макрофотография — очень тесное сплетение как технической так и художественной сторон, да и удача тут играет далеко не последнюю роль.

Да, изменение плоскости ГРИП очень выделяет Ваши фото среди других.

Есть и другие методы, например компьютерная сшивка, например, но тут я слабее многих мастеров, да и набрать кадры с разными плоскостями фокуса практически невозможно для подвижных объектов…

limar_169_big.jpgНасколько часто Вы используете ручной фокус?

Использую исключительно ручной фокус, автомат не может знать, на что нужно навестись, планов в макро, как правило много, а глубина фокуса очень мала… По-моему, проще навестись вручную на фокус, чем пытаться определять на какую точку наводиться. Хотя, конечно, бывают исключения, например съемка насекомых в полете, когда человек просто не в состоянии быстро навестись на объект…

Кроме того, автофокус в макро трудно использовать из-за большой зависимости масштаба от расстояния. Я, как и многие другие макрушники, использую следующую схему наведения: кольцом фокусировки устанавливается масштаб изображения, а фокус ловится расстоянием от объектива до объекта, т.е. качанием камеры вперед-назад. Многое зависит от камеры и объектива, по этой причине использую 5D со светлым окуляром и светосильные объективы.

Вы пробовали использовать насадки, увеличивающие изображение из окуляра?

Есть угловая насадка, но я к ней не смог привыкнуть, нарушается координация движений, если смотрю не в том же направлении, что направление движения… Хотя есть люди, которым все равно, видимо это индивидуальные особенности человека.

Ваши фото поражают глубиной резкости. Кадры в вашей галерее — кропы?

Нет, фактически все фотографии, что Вы видели, сняты на полный фрейм, а для показа в интернете применен ресайз. Некоторые работы печатались на большой формат, принимали участие в выставках.

Вы продаёте свои работы?

Нет, иногда задумывался о такой возможности, но не продавал. Я немного боюсь, что это может повлиять на отношение к фотографии, заставить снимать то, что популярно, продается…

Расскажите, пожалуйста, о съёмке какой-нибудь фотографии. Например, о пчелином улье?

limar_188_big.jpg

Об этой речь?
Как уже говорил, есть сцены, которые снимал давно, и с тех пор ищу… К пчелиным ульям меня притягивает как магнитом, я ищу возможность переснять войны пчел с грабящими их шершнями, которые снимал в первый год увлечения макросъемкой. Но, видимо не я один обратил внимание на грабителей, шершней у ульев стало совсем мало… Этот кадр начался с дежурного просмотра места возможных битв. Увидел и водопой. Световое решение подсказало заходящее солнце, на нем пчелки очень красиво просвечивались и были похожи на янтарь, сделав несколько кадров с рук я ушел, чтоб вернуться на следующее утро более подготовленным. Снимал с дополнительной подсветкой сзади, контровым светом, с небольшой подсветкой и спереди, чтобы детали (глаза, ротовой аппарат) не ушли в глубокую тень. Данный кадр выбран из других скорее всего по причине «сдвоенности» пчел, мне в тот момент это показалось интересным…

Что Вы можете посоветовать начинающим макрофотографам?

Прежде всего запастись терпением и снимать. Опыт приходит только с практикой. Скажем, сезонные перерывы сказываются даже на мастерах, многое приходится учить заново. Теорию тоже желательно знать, это сократит путь к мастерству. Могу порекомендовать посещать сайт http://macroclub.ru — там собралась сильная группа увлеченных макрушников, общение поможет узнать больше и набивать шишки не только на своей голове 🙂

Как насекомые относятся к вспышкам?

Просто не замечают, как правило.
..Заметно чаще они реагируют на тени от человека и техники, иногда бывает очень сложно снять именно по этой причине, просто закрытие солнца воспринимается как сигнал опасности.

Спасибо большое за интервью и за приятное общение.

И вам спасибо, счастливо! 🙂

limar_89_big.jpg

Ещё раз хочу поблагодарить Limar’a за интересное интервью и прекрасные работы.

Страница автора: http://limar.fotopage.ru/