February 9, 2008 20

§ 137 от Лебедева. Матрица эмоций

By in How2

Интересная статья, которая поможет вам правильно строить композицию кадра или рисунка с точки зрения психологии.

Помните смысловые слои Аркурса? Это теже яйца только сбоку.


Любой человек без труда покажет, где находятся верх и низ.

Практически все согласятся с тем, что направление вперед смотрит направо, а назад — налево. Это подкрепляется и направлением письма в западной культуре, и ходом часовой стрелки (изобретением северного полушария), и ощущением пути движения жизни у многих людей.

Совместим эти четыре основных направления, а заодно изобразим суммы векторов, что в результате даст восемь сторон.

Не будем соблазняться схожестью этих направлений с частями света, потому что в разных странах люди по-разному представляют себе мир: для монгола вперед однозначно означает движение на юг, а для жителя европейской части России, к примеру, юг расположен внизу, там, где Крым (а вовсе не Куба).

На нашей схеме видно, что сумма векторов вверх и вперед представляет собой направление в сторону правого верхнего угла. Это самый «позитивный» угол направления движения в двумерном пространстве. В противоположной стороне располагается, соответственно, самый «негативный» угол. Стремление в левый верхний угол может рассматриваться как движение наверх, но «не туда», а в правый нижний — как стремление «вперед к провалу». Объект, расположенный в середине, как правило спокоен и поддерживает симметричность композиции.

Посмотрим на матрицу эмоций в сборе.

И сразу же предостережем читателя от желания буквально применять ее по любому поводу — существует огромное количество исключений и частных случаев. Скажем, если на листе бумаги разместить логотип компании в правом нижнем углу (где стоят логотипы на восьми рекламах из десяти), то это совершенно не обязательно будет передавать что-либо негативное. Во-первых, композиций на одном листе может быть несколько. Во-вторых, не все объекты являются частью композиции. В-третьих, к статичным объектам данная матрица неприменима (нужно использовать другие матрицы, о них — в другой раз).

Нам известно о неудержимом желании руководителя бизнеса всеми доступными средствами рассказывать о замечательных достижениях своего предприятия. Ему в этом помогают рекламные агентства и дизайнерские студии. На самом примитивном уровне существуют представления о том, что жирный шрифт передает надежность компании,, что надпись, занимающая все пространство, заметнее надписи, вокруг которой есть воздух,, что прописные буквы смотрятся солиднее строчных и т. д. Все эти заблуждения свойственны людям с низким разрешением (см. § 132). На более высоком уровне для передачи смысла пользуются другими инструментами.

Поэтому мы попробуем аккуратно (чтобы не скатиться в шаманство и мистицизм) применить матрицу эмоций к двум логотипам нефтяных компаний — отечественной и зарубежной.

Логотип ЮКОСа раздираем противоположными направлениями. Белые диагонали стремятся в левый нижний угол. Даже если предположить, что диагонали идут в позитивную сторону, там их давит доминирующий желтый треугольник, который через секунду скатится вниз. Знак явно продавали клиенту с легендой о «самой устойчивой геометрической фигуре», но идея эта полностью дискредитирована острыми углами трех составляющих пирамиду треугольников, которые все направлены вниз. Даже прописные буквы, набранные жирным шрифтом, не в состоянии удержать такую рассыпающуюся конструкцию.

Логотип «Би-Пи» — полная противоположность. Тут мы видим симметричную, спокойную, экстравертную, солнечно-цветочную композицию, которая двумя позитивными лучами направлена в сторону двух строчных букв названия. Это динамика, которую поддерживает суперспокойствие.

Даже неподготовленный зритель заметит разницу между «загибанием» и «процветанием» — они запрограммированы в знаках.

Спорю на что угодно, что когда у корпорации «МиГ» дела пойдут хорошо, они закажут себе новый логотип, изменят курс птицы и, самое главное, перестанут использовать наклоненные влево буквы (что вообще противоестественно).

А теперь выйдем в город и посмотрим, как применяют матрицу эмоций те, кто профессионально занимается влиянием на эмоции.

источник: Артемий Лебедев

Tags: , , ,

20 Responses to “§ 137 от Лебедева. Матрица эмоций”

  1. webveter says:

    Добавьте плиз такой пунктик, как “версия для печати”

  2. Masqw says:

    лучше напишите мне как денег я могу заработать – ок? :)

  3. HitOdessit says:

    Интересная статья, спасибо.
    Непонятно только последние фотки с КокаКолой и Nestea – как там используется матрица эмоций?

  4. photodealer says:

    HitOdessit, там взгляд от девушки идёт на бутылку. И все линии слева на право и вверх :)

  5. UncleSam says:

    Насчет BP и Юкоса я бы еще поспорил. Кто это сказал, что взгляд движется именно в этом направлении? Обычно совсем наоборот: взять Анселя Адамса с его пейзажами: передний план в тени, задний светлый, взгляд движется вдаль по речке, к светлому пятну, от сторон кадра в центр, если плоско представить. Это все знают, даже Ансель Адамс, который эти кадры снимал или созерцал своими глазами. Инвертировать кадр, чтоб задний фон был темным, а передний освещенным, и получится отстойный кадр.

    Применяем это к нашему вопросу: я бы скорее подумал, что движение идет от зеленого к желтому, как от темного к светлому. Как ни крути, зеленый в большинстве случаев будет темнее и даже холоднее – ощущения. Так что движение в Юкосе направил бы от буковок вверх зигзагом. В ВР – сходящееся к центру (кстати, у подсолнуха, откуда позаимствовали идею – движение обратное, от черного к желтому). Далее думаем, а что первично, символ или его расшифровка, буковки? Видимо, у Лебедева свой взгляд на это… почему же тогда он свой логотип нарисовал неправильно? По его логике выходит, что на штрих коде четкое движение вниз, прямо к буквам artlebedev – его тоже надо поэтому перерисовать?

  6. NetSpider says:

    Я не дизайнер, но ИМХО, даже без матрицы и шаманства, логотип Юкоса не вызывает доверия: жирный шрифт придает какую-то дешевизну логотипу (не знаю почему, по ощущениям так..); форма треугольников – неустойчивая фигура (линии можно проводить куда угодно, но эта фигура из треугольников визуально кажется вот-вот развалится) + это ПИРАМИДА, а к пирамидам *в_логотипах* уже развилось чувство отвращения, в виду ассоциации с всем известными мошенническими организациями (“пирамидами”).
    http://www.elita-center.com/Logo-elita.jpg – как здравомыслящие люди могли вложить деньги в строительную компанию (в покупку квартир) у которой ПИРАМИДА на логотипе – ума не приложу. =)

  7. UncleSam says:

    Пирамида еще на долларе нарисована, так ведь покупают же, и ничего.

  8. Prostushka says:

    to UncleSam on Февраль 19th, 2008 19:31
    Вы, молодой человек, весьма необразованны. Взгляд (по крайней мере человеческий) действительно движется в вышеуказанных направлениях. И даже сам Ансель Адамс, возможно, не был бы Вам известен, не будь он отступником от правил. Все великие люди работают и творят с учетом определенных правил, даже если учет этот заключается лишь в точном их нарушении. Как говорят люди, постигшие истину: “Любое произведение созданное вопреки правилам, имеет смысл и творческую ценность лишь, покуда автор помнит о правилах, нарушаемых им”.
    Также разочарую Вас тем, что все это придумал вовсе не уважаемый Артемий, спасибо ему, кстати, что так прекрасно и доступно все описал.
    Вам, молодой человек, остается оспорить правило золотого сечения, привести свою теорию на этот счет, доказать ее самому себе и быть счастливым от своего большого ума. А еще искренне желаю Вам стать богатым, продавая это фуфло, пока это в моде.

  9. UncleSam says:

    Ну так посвятите меня в эти правила: я-то доводы привел, а вы нет.

  10. Prostushka says:

    Не вижу смысла тратить время.
    Лебедев весьма неплохо справился с этой задачей (читаем ВНИМАТЕЛЬНО).
    Если Вам необходимо обьяснание почему верх – это верх, и почему люди всегда хотели летать,а падение вниз считается чам-то плохим, то Вам уже никто не поможет.
    Если же Вы все еще сомневаетесь в своей божественности,то читайте книги и побольше практикуйте.

    И прощайте, дорогой невежда.

  11. UncleSam says:

    А я вижу большой смысл в этом. Прежде всего, равеете мое неведение и невежество. Лебедев плохо справился с этой задачей – я действительно не понимаю, почему направление движения именно такое, как показано на рисунке. Летать – хорошо, падать – плохо и больно, никто с этим не спорит. Еще хуже – приводить совершенно бездоказательные доводы под липовым ником из ниоткуда. Хотите сказать, что я дурак – скажите, но представьтесь сначала (это требуется обычно, чтобы на личности переходить).

    Не нужно забывать, что хоть вверх хорошо, вниз хуже, это все тоже понятия относительные, и критерий определения направления здесь – человек. Не нужно возвеличивать Лебедева – он не бог, просто работает в наиболее правильном и бескомпромиссном стиле, что отнюдь не значит, что он всегда прав. Более того, бескомпромиссность, в любом случае, предполагает потери и упущения.

    Применимо к картинке можно комментарий мой выше посмотреть, к которому вы придрались (читать ВНИМАТЕЛЬНО) а можно просто задуматься, почему форма (треугольник и ромб) в рисунках учитывается, а цвет при этом – нет. Ведь человеческий глаз именно от более темного к более светлого (от холодного к теплому) двигается. Надо ли говорить, что органы зрения информацию о цвете и форме также воспринимают раздельно?

    И не убегайте в угол: сказали А – не бойтесь сказать Б “молодому человеку”.

  12. UncleSam says:

    Переведу: от темного к светлому – это от зеленого к желтому (в Юкосе снизу вверх, по зигзагу, а в ВР от лепестков к центру).

  13. photodealer says:

    Нда, настоящий “дядя сэм”.. Ты ещё припугни собеседника своим ядерным орухием :)

    “не убегайте в угол” – классно. Понимаю, ты привык обсирать всех и вся, начиная с Майкрософта, заканчивая Лебедевым на своём сайте..

    Хотя им не привыкать слушать критику.. ведь проще критиковать чем самому что-то сделать :)

  14. UncleSam says:

    Совершенно верно, критиковать проще. Только одно дело критиковать по фактам, другое в стиле “сам дурак” (а еще после этого отвернуться и уйти от разговора, который сам же и начал). Меня несколько раз назвали невеждой, сказали, что элементарных вещей я не понимаю, причем под каким-то липовым ником, хи. Игорь, ведь это не ты был? Какой-то странный стиль ведения полемики.

  15. photodealer says:

    Я сошёл сума, но не настолько, чтобы перелогиниваться :)

  16. NetSpider says:

    Согласно моим представлениям/восприятию – самый острый угол треугольника ассоцииуется с направлением (т.е. со стрелкой ->), т.к. треугольники НЕ равносторонние. Поэтому с юзерской =) точки зрения верхние треугольники, до лампочки, какого они цвета, “сползают” (стремятся) вниз, кажется, что вся эта фигура вот-вот развалится. Если бы треугольник просто был “разрезан” параллельными “линиями” (разбит на три части) и верхняя была светлой, тогда ах, все было бы круто и ассоциировалось бы с устойчивой фигурой.
    Можно провести соцопрос =)

  17. Prostushka says:

    Я не совсем пойму, почему все так зацепились за обсасывание лого? Почему не оспариваются плакаты внизу? Ведь именно они иллюстрируют это правило.
    Логотипы здесь один хороший, один плохой, но кому-то по необъяснимым причинам вполне может нравиться один, а кому-то другой. Правило остается правилом, и дело вкусов тут не причем.
    Пытаться доказать, что ваш вкус и есть самый правильный и все законы должны отталкиваться от него – как минимум неприлично.
    И если бы наш америкоман спросил, почему слово “жить” надо писать именно с “и” я бы тоже ответила, что так надо, что это правило, и все то же старое-доброе “читай букварь”.

  18. UncleSam says:

    Плакаты внизу сделаны стандартно и четко следуют линии Лебедева (или правилам дизайна, кому как удобнее). Правило иллюстрируют.

    Свою точку зрения я выразил, не виноват же я, что с Лебедевым не согласен. Кстати, раз о треугольниках заговорили – сам логотип тоже вроде на треугольник похож, просто разрезанный белыми линиями.

    Вкус мой не самый правильный – он просто мой, пусть и субъективный. Объяснить мне, почему я неправ, Простушка не сумела. Я от него не отталкиваюсь и правила не отрицаю – я просто сказал, что Юкос в качестве иллюстрации его не катит.

    По поводу правописания все же букварь порекомендовали – ткните меня в книжку по дизайну или психологии, где про треугольники написано. А то ведь таких необразованных придурков вроде меня полстраны, и никто ведь не знает, в какую сторону устремить взгляд.

  19. Prostushka says:

    to UncleSam on Март 19th, 2008 16:24
    Ваша фраза: “Кто это сказал, что взгляд движется именно в этом направлении?” и т.д. и т.п. Я возражала на этот счет. До Лебедева и его, либо ваших треугольников мне дела нет (но мне юкос тоже кажется херовым) тут я за соцопрос.
    “Плакаты внизу сделаны стандартно и четко следуют линии Лебедева” – вот это обидно.
    Этим линиям еще моего первого наставника еще при кружке фотографии в школе учили. А Вы про них месяц назад у Лебедева прочитали и теперь они “линии Лебедева”. Да еще и неправильные линии, потому что Лебедев Вам не указ.

  20. Начиная с Леонардо да Винчи,а не с Лебедева многие художники сознательно использовали пропорции «золотого сечения».Другим примером использования правила «Золотого сечения» в киноискусстве — расположение основных компонентов кадра в особых точках — «зрительных центрах». Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краёв плоскости. В ХХ веке при обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов бумаги A0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2:3), размеры кино- и телевизионных экранов – например, 3:4 или 9:16) были испытаны самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое сечение, как оптимальное, и считает его пропорции «слишком вытянутыми».

    Размеры холста для картин художники нередко выбирали в соответствии с этой пропорцией.

    Так, известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм Броненосец Потёмкин по правилам «золотого сечения». Он разбил ленту на пять частей. wikipedia
    Матрица-чисто математический термин. А матрица эмоций, матрица здоровья и пр-это термины, появившиеся скорее, как дань моде после фильма Матрица.Лебедев, конечно, молодец, связал это с психологией и дизайном в рекламе
    Спорить подобным образом вряд ли полезно, никто никому ничего не докажет. Для меня, например, пирамида-положительный термин и знак, а разрезанный, как у Юкоса,отрицательный! Квадратное основание пирамиды обозначает землю, четыре его стороны – четыре элемента материи или субстан-ции, из комбинации которых создана материальная природа. Треугольные стороны ориентированы в направлении четырех сторон света, что символизирует противоположности тепла и холода (юг и север), света и тьмы (восток и запад). Поднимающиеся от каждой стороны основания треугольники вершиной вверх, служат символом Божественного существа, Духа, заключенного в четырехмерную материальную природу
    http://a-nomalia.narod.ru/5energia.htm

Leave a Reply