Опубликовано

Дым

Эта статья — один из примеров которые я рассматриваю в своем курсе “Практическая работа с фотобанками”.

Как снимать дым, как настроить камеру, как поставить свет?.. Ответы на эти вопросы, вы найдёте в этой статье..

Откуда я всё это знаю? Фото к статье сделано мной и на этой фотографии я заработал более $2000. Её успех на istockphoto.com:

  • Более 2000 продаж
  • 49360 скачиваний во время акции «Бесплатное фото недели»
  • Более 200’000 просмотров


Структура дыма. Резкость.
Вопрос: имеет ли дым такое понятие как четкость. Отвечаю: да!
В дыме резкость проявляется на краях потока, там, где эта бесформенная масса имеет не округлые бока, а острые. Понаблюдайте за дымом и вы меня поймёте.

Подготовка к съёмке.
Моя техника: Nikon D200 с линзой AF Micro Nikkor 60mm f/2.8, вспышка Nikon SB-800. Вся сцена состояла из чёрного фона и палочки благовоний.

В качестве фона я использовал чёрный картон. Чем дальше картон от дыма, тем меньше света на него попадает и соотвественно, тем лучше выделяется дым на идеально чёрном фоне.

Я не рекомендую ставить камеру на штатив. Дым живёт своей жизнью, и ловить эти моменты лучше без штатива. Плюс замысловатые рисунки бывают разного размера, поэтому кадрирование здесь играет важную роль.

Выбор оптики.
Снимаемый объект очень динамичен. Для съёмки подвижного и меняющего объём объекта лучше всего подходит зум объектив. У зума есть как минимум два преимущества. Во-первых, сама возможность зуммирования. Во-вторых большая глубина резкости на широком угле.

Освещение.
Чтобы осветить дым, я поставил вспышку сбоку от дыма, направил её перпендикулярно оптической оси объектива.
Поджигал с помощью встроенной вспышки (Учим встроенную вспышку «вести» внешнюю), работающей с минимальной мощностью и частично закрытую, чтобы не засветила фон.

Lighting Setup

Сбоку от внешней вспышки я поставил две черные картонки, чтобы не «поймать» импульс при кадрировании и не освещать фон, который должен быть максимально черным, для упрощения постобработки.

Способ фокусировки.
Дым динамичный, бесформенный. Как вы понимаете, для точной и быстрой фокусировки нужен контрастный объект. Фокусироваться на палочку не надежно, ведь дым движется во всех трёх измерениях. В Nikkor 60mm f/2.8 оказалось очень удобное кольцо фокусировки с большим ходом (я писал свои впечатления о этой линзе). Ручной фокус использовался чаще, а автофокус — когда уставали глаза. Автоматическая и ручная фокусировка дали примерно равное количество резких кадров. Разница этих методов только в скорости. Если промахивается объектив, то он делает полный оборот, а это долго. Автоматическая фокусировка точнее, и я оперативнее реагировал на изменение потока. Следящий фокус я не долго использовал, в следующий раз уже попробую ручной и следящий.

Выдержка и Диафрагма.
Диафрагма также играет большую роль. Я старался закрывать диафрагму до 8-11, как вы знаете, это тот диапазон, при котором большинство объективов выдают максимум возможностей и качества картинки. Чем больше ГРИП, тем больше резких элементов будет внутри дыма.
Выдержки синхронизации (1/60) вполне достаточно для съёмки дыма.
Чувствительность ISO 100 даёт хороший результат..

При увеличении экспозиции из дыма лезет сильный шум. Поэтому кадр лучше немного переэкспонировать, чем недоэкспонировать.

p.s. картинка постановки света сделана с помощью PSD подсмотренного у Светляка